ЕГО ГОДА - НАШЕ БОГАТСТВО

Если вам доведется побывать в институте "Гипротранссигналсвязь", что находится в Санкт-Петербурге, и познакомиться с замечательным коллективом, возглавляемым Александром Федоровичем Слюсарем, попросите этого гостеприимного руководителя представить вас главному специалисту технического отдела Валерию Разумниковичу Дмитриеву - и впечатления ваши будут незабываемы...

А все дело в том, что Валерий Разумникович, которому накануне Нового года исполнилось 84 года (кстати сказать, отлично выглядит), интересен и своим прошлым, и настоящим, потому что очень много сделал и продолжает делать для развития железнодорожного транспорта. Кто знаком с В.Р. Дмитриевым, подтвердит это, добавив: "Он - наша энциклопедия". Пенсионный порог В.Р. Дмитриев перешагнул давно, но никто не сможет "упрекнуть" его хотя бы из-за зависти к работающему пенсионеру. Именно потому, что ум его светел, а решения идут в ногу со временем и даже опережая его.

Сам же Валерий Разумникович оценивает свои заслуги, не преуменьшая и не преувеличивая их, четко и на удивление объективно. Иногда же и такое может сказать: "Да, принимал участие, карандашом водил". Признаться, я была удивлена, когда услышала от него это изречение при разговоре о блочной централизации, хотя специалистам, знакомым с ней не понаслышке, хорошо известно, что эта система была разработана под руководством Дмитриева и при непосредственном его участии.

Точно так же были, например, разработаны Ведомственные нормы технологического проектирования: "Устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте. ВНТП/МПС-85", "Электроснабжение устройств сигнализации, централизации, блокировки и электросвязи. ВНТП/МПС-85", "Руководящие указания по светофорной сигнализации. РУ-30-80" и дополнения к ним, ряд других нормативных документов.В процессе разработки перечисленных технических решений В.Р. Дмитриев получил шесть авторских свидетельств на изобретения.

Кроме этого, им написаны в соавторстве с другими специалистами книги "Электрические релейные централизации", "Маршрутно-релейная централизация", "Электропитающие устройства железнодорожной автоматики, телемеханики и связи" и др.

Валерий Разумникович награжден пятью медалями ВДНХ. Большой золотой медалью - за разработку системы ЭЦ станций стыкования электротяги постоянного и переменного тока; Большой серебряной - за разработку блочной системы электрической централизации. Есть у него и Малая серебряная медаль, а также две бронзовые (одной из которых он награжден за разработку электрических схем блок-макета выключения стрелок из зависимости с сохранением пользования сигналами).

За всем, что создано Валерием Разумниковичем, - упорный труд. А он твердит: "Но ведь все трудятся..." Да, важно то, что Дмитриев трудился и м е н н о по своей специальности почти всю свою жизнь, что называется, набивая руку, тренируя мысль.

..."Путевку" в профессию инженера ему дала мама. Да и кто, кроме самого близкого человека, может сердцем почувствовать талант?

С самого же начала судьба уготовила Валерию Дмитриеву нелегкие испытания, такие, что об инженерии и мечтать не приходилось. Учился в техникуме индустриального земледелия и одновременно работал чернорабочим. Затем (в связи с тяжелым материальным положением) он оставил занятия в техникуме и поступил на работу в МТС трактористом. А вот и "трамплинчик" к заветной мечте как его, так и мамы: поступил подручным механика на завод имени Козицкого и... на вечерний факультет ЛИИЖТа.

На заводе приобрел квалификацию механика седьмого разряда, а по окончании ЛИИЖТа в 1937 г. В.Р. Дмитриеву была присвоена квалификация инженера по электрической централизации и автоблокировке.

В этом же году Валерий Разумникович поступил на работу в проектную контору "Транссигналсвязьпроект" (ныне институт "Гипротранссигналсвязь")

Последовали ступени профессионального роста: 1937-1939 гг. - инженер; 1939-1944 гг. - старший инженер; 1944-1978 гг. - главный инженер проектов. С 1978 г. по настоящее время - главный специалист технического отдела.
О военном периоде В.Р. Дмитриева необходимо сказать особо. В 1942 г. совместно с группой специалистов института он вступил в ряды народного ополчения. Для выполнения оборонных заказов требовались люди как Валерий Разумникович. Именно поэтому его и отозвали из ополчения по настоянию Транссигналсвязьпроекта.

С 1937 по 1945 г. В.Р. Дмитриев занимался проектированием автоматической блокировки.
С 1945 по 1978 г. в составе отдела электрической централизации он занимался разработкой новой техники и проектированием ЭЦ крупных станций.
Им выполнены и реализованы проекты оборудования электрической централизацией таких крупных станций, как Вязьма, Дебальцево, Красноярск, Курск, Красный Лиман, Сиверская, Рига, Владимир, Никитовка, Плеханово, Крустпилс, Мариинск, Арысь.

Под непосредственным руководством Валерия Разумниковича была создана блочная система электрической централизации. Она уже четвертое десятилетие внедряется на сети железных дорог России и ею на сегодняшний день оборудовано свыше 100 000 стрелок на сети дорог СНГ и дальнего зарубежья.

Дмитриевым разработаны типовые решения по проектированию блочной системы электрической централизации ТР-66, МРЦ-8, МРЦ-9 и МРЦ-13. Им также решены многие вопросы, связанные с защитой устройств электрической централизации от влияния контактной сети переменного тока.
При непосредственном участии В.Р. Дмитриева разработаны кроссовая система монтажа, безбатарейная система питания, унифицированные панели питания электрической централизации и др.

Настоящий Мастер, он вызывал восхищение у окружающих его людей. Труд Валерия Разумниковича высоко оценен работниками отрасли. Так что не только награды, но и людская добрая слава нашла Дмитриева.

Признание... Оно - и в учениках Валерия Разумниковича. Среди них - начальник технического отдела, заместитель главного инженера института Юрий Давыдович Прокопин.

Юрий Давыдович знает Валерия Разумниковича с 1962 г., работал непосредственно под его руководством. Это был период, когда начали создавать новую блочную электрическую централизацию. К этой разработке были привлечены три главных инженера проекта, два руководителя группы.

После этой разработки, вспоминает Ю.Д. Прокопин, занимались созданием типовых материалов, готовили документацию для нового альбома электрической централизации.

Далее, под руководством В.Р. Дмитриева, Ю.Д. Прокопин начал заниматься проблемами автоматизации транспорта для промышленных предприятий. И увидел: Дмитриев знает а б с о л ю т н о в с е, обладает широчайшим кругозором. Нет ни одного проекта в институте, который был бы выпущен без участия Валерия Разумниковича. Воспоминания уводят Ю.Д. Прокопина в 70-е годы, на станцию Малая Вишера, в период освоения кроссового монтажа. В то время Юрий Давыдович был руководителем группы, проектировал централизацию этой станции. С Валерием Разумниковичем пришлось тесно общаться и... переделывать (по настоянию Дмитриева) монтажные схемы с тем, чтобы сгруппировать кабели, не допуская ни одной лишней жилы, ни одного свободного места в сгруппированном кабеле. Требовательность Дмитриева некоторых удивляла: подумаешь, плюс-минус несколько жил... Но для Валерия Разумниковича нет мелочей в работе. Он доказал смысл и м е н н о кроссовой системы монтажа: каждый клеммный разъем выходил в свой, соединенный кабель. Инженерам требовалось его сгруппировать.

Нужно было выработать требования по ЭЦ, согласовать их с представителями разных (конфликтующих между собой) сторон. В частности, работники СЦБ и связи требовали более надежного электроснабжения. Они говорили: "Должно быть многочасовое резервирование!" Но это противоречит интересам и требованиям энергетиков. Остается только поражаться, утверждает Ю.Д. Прокопин, на каком высоком уровне (благодаря Дмитриеву) написаны эти нормативные требования. Так каков же сегодняшний день человека, который не равнодушен к любым событиям, происходящим в институте и в жизни России? Настроенный конструктивно и доброжелательно он никогда не служил источником каких-то конфликтов. Наоборот, когда они вдруг возникали, - находил слова и поступки, которые гасили эти конфликты. В тех случаях, когда руководство не находило решения, люди, подобные Дмитриеву, и он сам, конечно, лично создавали творческую обстановку.

Так вот он, сегодняшний день Дмитриева...
Валерий Разумникович - в окружении высококвалифицированных специалистов, прошедших е г о школу. Они взяли у него самое главное - любовь к своей профессии. У них, как и у Валерия Разумниковича, полная самоотдача, бескорыстие. Эти люди лишены той "болезни", которой сейчас "заражены" особенно молодые ("что я буду иметь?"). Люди "дмитриевской закалки" привыкли д е л а т ь и задают совсем другой вопрос: "Что я д о л ж е н?" И - никогда: "Что я за это буду иметь?" Прежде всего: "Когда это надо? Как скоро?" Они ориентированы на решение проблем железнодорожного транспорта. Итак, В.Р. Дмитриев сейчас главный специалист технического отдела. Он занимается согласованием всех основных чертежей по ЭЦ, т.е. ни один проект в институте не выйдет без его визы.

Сегодня Дмитриев консультирует всех специалистов, занимается разработкой нормативных документов по СЦБ. В частности, совсем недавно под его руководством разработан ряд документов. Один из них - Руководство по применению сигнализации на железных дорогах России.

Все разработки по ЭЦ, например, выполняются его учениками. Так, действующая сегодня электрическая централизация индустриальной системы монтажа разработана его непосредственным учеником Адольфом Зельмановичем Крупицким, который работал в бригаде у Дмитриева лет двадцать.

В настоящее время в институте создана микропроцессорная электрическая централизация Сергеем Станиславовичем Пресняком, который испытал на себе большое влияние Дмитриева.

Конструкции, электрический привод, гарнитуры, светофоры разрабатываются специалистами других отделов. Но... никто из них не рискнет что-либо выпустить прежде, не посоветовавшись с Валерием Разумниковичем, не обговорив с ним основные направления разработки. И не только направления, но и детали...

Валерий Разумникович считает важным для себя, что он начинал трудовой путь на заводе. Потому-то и знает не только теорию, но и практику. Вот поэтому к В.Р. Дмитриеву и сейчас обращаются конструкторы по многим вопросам. Его имя хорошо известно за рубежом: участвовал в работах по внедрению отечественной техники за пределами Родины - в Болгарии, Венгрии, Польше, Чехословакии, Корее, Аргентине.

К нему, человеку знающему, до сих пор приезжают отовсюду разработчики диспетчерской централизации и автоблокировки

. Вообще, нет таких вопросов по СЦБ (рельсовые цепи, переезды, мехгорки), которыми Дмитриев не занимался бы. Особенно, когда стал работать в техническом отделе. Это подразделение обеспечивает технический уровень и качество разрабатываемого проекта. Если Валерий Разумникович одобрил - это высшая оценка.

...Вот и выходит на поверку, что его возраст не вызывает сомнительных толков: "А что он тут, в институте, делает на девятом десятке? Ему, вроде, давно отдыхать пора".

И у вас не вызовет, если представится случай познакомиться с этим уникальным человеком, который награжден многими медалями и знаками за труд. Он просто удивит и восхитит вас ясностью ума, глубиной суждений не только на темы инженерии, но и на общечеловеческие.

Валерий Разумникович, например, начисто лишен зависти, даже профессиональной. Он всегда выдвигал впереди себя по должности тех, кто, по его мнению, был умнее, талантливее его. Это делалось, как объяснял Дмитриев, для успеха дела. И разве можно Валерию Разумниковичу не поверить: успех дела был и есть.

Л. КАСПЕРОВА



Return to main magazine page.



© Anatoly Kulazhenkov
© Alex Klochkov by 1997
mail
E-mail
Located on Transinform WEB server
Located on "Transinform" WEB server